среда, 30 августа 2017 г.

СП "Читаем вместе". Отчет за август

Всем привет! Чтение захватило меня, особенно когда можно делиться впечатлениями об этом в совместном процессе у Вики. Не каждая книга бывает удачной, ну что же, это опыт и новые впечатления. 

1. Виктор Астафьев "Царь-рыба".
Ко мне в гости приезжала подруга из Москвы. Мы заранее обсудили, какие места она желает посетить, и вдруг она упоминает скульптуру Царь-рыбы со смотровой площадкой, недалеко от Красноярска, в сторону пригорода: Дивногорска. Туда мы не поехали, так как это далековато, но я задумалась, что никогда не читала этого произведения.

Вот фотография этого места, когда там, кажется, еще не было памятника Царь-рыбе. В те годы это была просто смотровая площадка для выпускных и свадеб.


Астафьев - красноярский писатель, жил рядом с моим родным городом, в деревне Овсянке. Все его очень хвалят, и даже в центре Красноярска есть памятник Виктору Астафьеву. Однако помню, в школе я по внеклассному чтению читала пару рассказов этого автора и не впечатлилась. 

Фото из интернета

К сожалению, после прочтения несколько рассказов из цикла "Царь-рыба", я сделала вывод, что только один из них произвел на меня впечатление - рассказ под названием "Бойе" о собаке, о тундре и севере Красноярского края. О собачьей верности. Очень напомнило Джека Лондона "Белый клык", такие истории я люблю.

Все остальные рассказы - о деревне, о беспробудном пьянстве, о принципе семейных отношений "бьет - значит, любит", о рыбалке, от которой я очень далека. И все это так странно написано - народными словечками, половины которых не знаешь и не понимаешь. И еще автор с удовольствием смакует сцены изнасилования и о сексе пишет так неприглядно, неаппетитно. Не понравилось ни капельки. Да простят меня красноярские литераторы и филологи. Не мой автор. От слова "совсем". Но галочка поставлена, теперь я знаю, что в музей имени Астафьева не хочу. Конечно, он много пишет о природе, о бережном к ней отношении, но как-то не так, чтобы я восхитилась природой вместе с ним. Возможно, это от того, что я сама в детстве жила в деревне, любовалась природой и имею иной взгляд на деревенский быт и отношения между людьми.

2. Жозе Сарамаго "Перебои в смерти".


На одном дыхании. Удачный август, удачный читательский проект "Вкусные пятницы", где мы читаем книгу и готовим из нее рецепт. Сюжет захватывающий, необычный и несмотря на страшную обложку, вовсе не страшный. До последней странички ждала, чем же закончится, и один из моих вариантов совпал с концовкой повествования. Ура, у меня есть читательская догадка! Но все равно здорово, что  из всех моих предположений это оказался мой наилучший вариант окончания романа.

В одной стране население внезапно перестало умирать. Как же так, спросите вы? Бессмертие? Подробностей на этот счет я вам не расскажу, хочу, чтобы вы прочитали это сами, потому что это интересно - как именно люди перестали умирать. Несомненно, перебои в смерти должны были повлиять на все: пенсионеров стало слишком много, хоронить стало некого. Каждая организация, так или иначе связанная со смертью, принялась выкручиваться из сложившейся чрезвычайной ситуации.

Вдруг в игру вступила сама смерть и поменяла правила. Впрочем, одного человека смерть не могла убить - мужчину-виолончелиста. Как ни пыталась, ничего не получалось. Необычный случай, и вот тут начинается самое захватывающее! Что из этого вышло - пусть каждый прочтет сам, не стану раскрывать интригу. Мне очень понравилось! Я даже уверена, что это не последнее мое знакомство с Сарамаго.

Очень интересно было читать про быт и будничные заботы героини по имени смерть, про классификацию смертей. Красиво, прохладно и изящно действовала главная героиня, и концовка потрясающая - как надо! И есть моменты "для подумать", и есть стимул жить и наслаждаться жизнью.

3. Павел Санаев "Похороните меня за плинтусом".



Нет, не подумайте, что меня потянуло на готические сюжеты. Все книги августа у меня были абсолютно по рекомендациям друзей, знакомых и библиотекарей. Эту книгу мне посоветовали в библиотеке. Сказали, что я буду то плакать, то смеяться. И то верно! Я смеялась сегодня в голос, сидя на футбольной тренировке сына. А потом мне до слез было жалко главного героя. Но плакать мне было нельзя и неудобно.

Мальчика лет 6-7 воспитывает бабушка, грозная и очень любящая ругаться. Ее язык - такой оскорбительный, режущий глаз. Проклятия, которыми она сыплет, унижают достоинство человека. Казалось бы, бабушка не любит никого: ни мужа, ни внука, ни собственную дочь. Позже, когда она рассказывает свою историю, нам впору пожалеть ее за несложившуюся жизнь, которая озлобила ее. И видно, что внука и мужа она по-своему любит. Остается удивляться, за что она так ненавидит свою дочь, мне этого не понять. Я бы не хотела так относиться к дочери, если бы она у меня была. Но мне бабулю вовсе не жаль.

На протяжении всей книги я поразилась, с каким достоинством маленький мальчик переносил тяготы жизни с бабушкой, с каким душевным трепетом и любовью он ждал те редкие часы, когда его посещала родная мама. С огромным интересом прочитала эпизоды жизни мальчугана в санатории, это действительно шедевральные главы! И как хорошо, что мама все-таки сумела забрать его от властной бабушки! Но жаль, что было уже поздно, характер ребенка сформировался, травмы нанесены непоправимые.

Конец книги удручил меня, впрочем, он очень логичен. Из парня не выросло ничего. А я так надеялась, так верила! Так хотела, чтобы он смог сквозь тяготы жизни стать достойным человеком! А вырос он... настоящим раздолбаем. Книга заставляет задуматься о том, что мы вкладываем в своих детей. О том, как сильно наша ежедневная кухонная болтовня влияет на мозг маленького человека. И надо, надо меняться и становиться еще более классным и мудрым родителем, хотя это и ох как трудно!

4. Дж. М. Кутзее "Осень в Петербурге"



Сюжет книги довольно прост: Федор Михайлович Достоевский (да-да, он самый!) приезжает в Петербург, начинает там гулять, разумеется, осенью и встречает персонажей из собственных романов - написанных и будущих. Это такая аннотация. Начинаем читать? И о ужас! Нет, и половины своих героев он не встречает. Пара упоминаний о Раскольникове и Сонечке Мармеладовой не считается встречами с оными. Наоборот, он расследует смерть своего пасынка Павла. Попутно женатый Достоевский заводит любовные отношения с хозяйкой сдающихся в аренду комнат. Строит глазки ее малолетней дочери (б-р-р-р). Знакомится с политическими товарищами Павла и (дальше волосы дыбом, не стану рассказывать). И все это на фоне душевных и эпилептических обострений главного героя - Федора Михайловича. То, о чем он думает и о чем мечтает, мне вовсе не близко, вызывает омерзение. У меня вообще было такое чувство, что я окунулась в мир новостей, где я проработала переводчиком 4 года своей жизни когда-то. В общем, книга ни о чем. К прочтению не рекомендую. И хотя я мужественно дочитала ее до конца в надежде на лучшее, мои ожидания не оправдались.

Что читать дальше? Пока не решила. Хотела почитать Шерил Стрейд, но не нашла ее. Посоветуете что-нибудь, что понравилось именно вам? Хочется чего-то светлого и приключенческого. Хоть за Дюма берись, право же. 

5 комментариев:

  1. Лена, ну как это Санаев ни кем не стал?)(книга-то автобиографическая)))
    Читала эту книгу год назад, https://buzya-kuzya.blogspot.ru/2016/05/blog-post_31.html вот тут отзыв. Очень схожи мысли. Поразило, что родители Санаева - известные люди то. Мама, у которой его отняли - Лиса Алиса из буратино. Отчим - Ролан Быков...Я об этом писала в отзыве, забеги почитать, если интересно.
    Перебои в смерти читать не решилась, показалось мрачновато. Но после твоего отзыва так не кажется. Может и решусь))) осенью то)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, что-то я расстроилась. Тогда смысл этой книги лишь в том, чтобы помусолить грязное белье из жизни своей звездной семьи? А я-то думала, что это вымышленная история. Елки-палки... Нет, я бы никогда не стала писать книгу о таких дрязгах в семье. Никогда от слова "совсем никогда".

      Удалить
  2. Лена, интересный выбор, помню по "Царю-рыбе" писала выпускное сочинение в школе и вступительное в институт, о чем сейчас и не вспомню, просто ответственное копирование конспекта учителя русского и литературы. Санаева пробовала читать и даже смотреть, не дочитала и не досмотрела. Самарго заинтересовала читала " Слепота" и здесь тоже философская тема интересна. Сейчас читаю Митчелла " Тысяча осеней Якоба де Зута"- по аннотации лучший роман века, пока еще в начале, но захватывает, хороший слог, умопомрачительное начало, думаю тебе будет интересно, про светлое не скажу, но приключение началось, голландец в Японии, 18 век.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хадижа, спасибо за совет! Митчелл в смысле Маргарет? Заинтриговала! Обязательно прочту.
      А я в школе писала выпускное сочинение по "А зори здесь тихие" и когда Дима читал эту книгу в качестве внеклассного чтения, не удержалась, сфотографировалась с нею по пути в библиотеку.
      Сейчас за неимением отличных идей читаю по проекту "Вкусные пятницы" - "Тень ветра" Карлоса Руиса Сафона, так себе книга, конечно, детсад. Чем-то напоминает "Лев, колдунья и платяной шкаф", но терплю.
      "Слепоту" тоже хочу прочитать. И твоего Митчелла надо.

      Удалить
    2. Митчелл Дэвид))), даже и не подумала уточнить.

      Удалить